Миро в католицизме

Миро в католицизме

В католической вере миро имеет важное значение для совершения крещения и миропомазания, освящения храмов, икон, крестов, алтарей и других святынь. В отличие от православной церкви, где таинство миропомазания над человеком совершают всего один раз в жизни – во время его крещения, в католицизме миропомазание (иначе говоря, «конфирмация») совершается в сознательном возрасте.

Исторические сведения

В библейской книге «Исход» сообщается о том, что Господь повелел Моисею взять лучшие благовония (смирну, корицу, тростник, касию) и смешать их с оливковым маслом для священного помазания.

В раннем христианстве для помазания новокрещеных применялась смесь различных ароматических веществ, освященных на алтаре исключительно епископом. Миропомазание называли аналогичным сошествию Святого Духа. Начало этому обряду положили апостолы. С V века, вплоть до которого особого дня для чина освящения мира не существовало, его стали совершать на средней литургии Великого четверга, которую назвали missa chrismatis. Служит литургию епископ вместе с епархиальными священниками. Одновременно на ней благословляют елей для больных и оглашаемых.

Состав миро

Если в православной церкви миро варят из множества благовонных компонентов на основе оливкового масла и вина из белого винограда, то в католической традиции основными составляющими мира, согласно латинскому обряду, являются лишь масло оливы высочайшего качества и благовонный бальзам. Их соединяют в одном сосуде непосредственно перед приготовлением.

Традиция освящения

В день Великого четверга после того как отслужена литургия слова и обряда обновления священнических обетов в зале, где проводится действо, происходит процессия принесения елеев. Присутствующими здесь диаконами и министрантами выносятся 4 сосуда:

  • с елеем больных;
  • с елеем страждущих;
  • с бальзамом и елеем для изготовления мира.

Приняв сосуды, епископ водружает их на алтарь и проводит Евхаристическую литургию. Когда служба заканчивается, епископ благословляет оба елея и переходит к освящению мира. В полном молчании он вливает бальзам в елей и просит верующих помолиться, с простертыми руками произнося молитву освящения.

При этом священнослужители, присутствующие при обряде, простирают правые руки в сторону сосуда с драгоценным содержимым.

Освященное миро отправляют во все приходы епархии, где оно хранится в особых сосудах и применяется в особых случаях.

Миропомазание

В католическом обряде миропомазание совершают отдельно от крещения. Литургия начинается с возобновления обетов крещения и с исповеди ожидающих. Это показывает связь между крещением и миропомазанием, которое по сути является продолжением крещения.

Епископ простирает руки над всеми приобщающимися к миропомазанию, его жест означает дар Святого Духа, излияние Которого призывает священнослужитель. Слова призвания Святого Духа звучат и в молитве, произносимой епископом.

После этого следует само таинство конфирмации: епископ мажет человеку лоб миром и возлагает на его голову руки со словами: «Прими знамение дара Святого Духа».